Настоящее зло — это воровать сюжеты у самих себя. Идешь ты, например, на новые «Звездные войны», билет покупаешь, три ведра попкорна, фляжку с коньяком в трусы прячешь. Свет гаснет, и вдруг ты понимаешь, что свежая серия тютелька в тютельку повторяет какую-нибудь из древних про новые надежды или ответный удар Империи. Вечер безнадежно испорчен.
Сегодня же у нас в списке более приятные фильмы, которые, паразитируя на прошлом, умудрились нас приятно удивить.
«Форсаж» (2001) vs «На гребне волны» (1991)
С выходом первого «Форсажа» на экраны нас немного достал Капитан Очевидность. Он всюду бегал и кричал, что «Форсаж» — это «На гребне волны», только с тачками.
И ведь был прав, бедолага. Оба фильма повествуют о том, как коп под прикрытием внедряется в банду любителей экстремального спорта, а затем понимает, что такая жизнь ему очень даже по нраву.
Странно только, что «Форсаж» в итоге превратился в колоссальную многосерийную бензиновую оперу, а на «Гребне волны» так и остался воином-одиночкой.
«За пригоршню долларов» (1964) vs «Телохранитель» (1961)
Считается, что самурайская боевая драма Акиры Куросавы явно вдохновляла Серджо Леоне при написании сценария.
В обоих фильмах речь идет о войне двух семей за желтый металл. Итальянский фильм повторяет все ключевые моменты японского, просто по ходу действа заменяя самураев на ковбоев.
Куросава подал в суд за плагиат, хотя Леоне утверждал, что оба фильма базируются на сюжете старой пьесы. Все же Леоне пришлось раскошелиться за нарушение авторского права. Но он это легко пережил.
«История игрушек» (1995) vs «Отважный маленький тостер» (1987)
Гораздо менее известен широкой общественности тот факт, что первый полнометражник студии Pixar вовсе не был так уж оригинален.
Диснеевский «Отважный маленький тостер» повествовал о мальчике, который переехал в город на учебу, а его брошенные вещи — человекоподобные тостер, лампа, радио — пытаются выжить одни и как-то найти путь к хозяину.
Пикантности в этот случай воровства добавляет тот факт, что некоторые сотрудники Pixar работали в команде, снимавшей «Отважный маленький тостер». Включая режиссера Лассетера!
«Чужой» (1979) vs «Оно! Ужас из космоса» (1958)
В не очень известном фильме 1958 года марсианская экспедиция покидает планету с лишним пассажиром на борту, им оказывается монстр-убийца. Ничего не напоминает?
Съемочная команда «Чужого» организовала специальный просмотр фильма «Оно! Ужас из космоса», чтобы удостовериться в том, что они ничего случайно не скопировали. И все же ряд элементов и сцен в обоих фильмах очень близок.
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981) vs «Тайна инков» (1954)
И Спилберг, и Лукас никогда не отрицали, что стартовый фильм о похождениях Индианы Джонса корнями уходит в авантюрный древний кинофильм 1954 года.
Там и главные герои похожи более чем случайно. Ну и беготня с поисками сокровищ, стрельбой и преодолением опасностей на экране в полный рост в обеих картинах.
«Остров» (2005) vs «Части: Ужас Клонуса» (1979)
Сюжет проходной и забытой ленты 1979 года начинается в изолированной от внешнего мира гигантской лаборатории-фабрике, где выращиваются человеческие клоны. Время от времени персонал Клонуса выбирает кого-то из обитателей для отправки на большую землю, чтобы они там смогли жить в радости и счастье.
Да, это фактически один в один фабула фантастического боевика Майкла Бэя с Юэном Макгрегором и Скарлетт Йоханссон в главных ролях.
Авторы «Клонуса» наняли юристов для составления иска к команде Майкла Бэя, в итоге конфликт был разрешен в частном порядке.
«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977) vs «Три негодяя в скрытой крепости» (1953)
Еще одна картина Акиры Куросавы, идею которой прикарманили пронырливые постановщики блокбастеров.
«Скрытая крепость» — не совсем типичная для Куросавы картина, развеселая и удалая. При этом на экране разворачивалась нехитрая история о том, как пара крестьян-неудачников окунается в водоворот событий, спасая принцессу Юки, чья семья изгнана с трона. Вдохновлялся ли Джордж Лукас этой картиной — вопрос и по сей день дискуссионный, ибо с одной стороны параллели очевидны, с другой — автор «Звездных войн» не спешил сие признавать.
Довольно популярное среди киноманов развлечение — пересматривать «Три негодяя в скрытой крепости» и отмечать, кто из персонажей фильма переродился в новом облике в «Звездных войнах». Здесь есть и принцесса, и первобытные джедаи, и свой Дарт Вейдер.
«Не называй меня малышкой» (1996) vs «Касабланка» (1942)
В 1996 году, будучи в полном расцвете сил и славы, Памела Андерсон снялась в боевике «Не называй меня малышкой». В нем барышня противостоит тоталитарному режиму, захватившему власть в Америке будущего. Персонаж Памелы является хозяйкой ночного клуба, в который тайком проникает ее бывший возлюбленный.
Ощущение дежавю тебя накрывает не зря: ситуация до боли похожа на историю, расписанную в киноклассике с Ингрид Бергман и Хамфри Богартом. Только на дворе 2017 год, а не 1942-й.
«Голодные игры» (2012) vs «Королевская Битва» (2000)
О том, что вся концепция «Голодных игр» (сперва в книгах, а уже потом в фильмах) целиком списана с японской картины «Королевская битва», не говорили только очень ленивые или очень бессовестные.
У нас про тот легендарный фильм была целая статья, читая которую ты сам можешь припомнить все ключевые детали.
Только японская кинокартина жестче в разы и не углубляется в описание грехов телевидения и шоу-бизнеса, как это делает американская лента.
«Тачки» (2006) vs «Доктор Голливуд» (1991)
Майкл Джей Фокс сыграл главную роль в картине, где преуспевающий столичный хирург застревает в глухой провинции после того, как разбил свой Porsche 356. Этот инцидент целиком и полностью переворачивает его жизнь.
Поклонники кино после выхода пиксаровских «Тачек» люто негодовали, ибо сюжет мультфильма повторял похождения «Доктора Голливуда» чуть ли не дословно.
«Бешеные псы» (1992) vs «Город в огне» (1987)
Само собой, что такой ярый синефил, как Квентин Тарантино, выискивал мотивы для своих работ в самых экзотичных местах.
«Бешеные псы» фактически сокращенный творческий пересказ гонконгского боевика «Город в огне». В нем банда злоумышленников проворачивает не самое гладкое ограбление, после чего начинает выяснять, кто из своих коп под прикрытием.
Американские киноведы посвятили немало работ сопоставлению этих двух кинокартин.
«Рэмбо: Первая кровь» (1982) vs «Одинокие отважны» (1962)
Да, мы знаем, что первый Рэмбо — это экранизация романа писателя Дэвида Моррелла «Первая кровь». Он написан за десять лет до фильма. Но и книга во многом повторяет сюжетные перипетии другого фильма, который вышел на экраны за десять лет до нее.
Это был не очень известный в России вестерн «Одинокие отважны» с Кирком Дугласом. Ветеран Корейской войны ведет кочевую жизнь, ночует где попало и не имеет документов. Пытаясь помочь старому другу, он нарывается на неприятности, после чего местные власти открывают на ветерана охоту.
Различий в картинах хватает. И все же идеи обоих фильмов и отдельные сцены настолько близки, что, ей-богу, стоит это увидеть самому.
Впрочем, описанное ничуть не умаляет нашу нескончаемую любовь к первому «Рэмбо». Если ты разделяешь эти чувства, не забудь прочитать собранные нами факты об этом огнедышащем фильме.
Написано по материалам