Каждый год Киноакадемия имеет право заявить десять картин в номинации «Лучший фильм». Однако пользуется этим редко: обычно таких фильмов восемь, от силы — девять. В 2022 году набралась полная десятка — отчаянный намек на то, что программа особо сильная. И правда так, особенно если сравнивать с прошлым годом.
«Белфаст» (реж. Кеннет Брана, 97 минут)
Вердикт: можно пропустить
Формально безупречная работа. Бурные времена (беспорядки в Белфасте конца 60-х), дети, кинематограф, рок-н-ролл. Такую тему невозможно испортить, однако фильм вышел слишком красивым, слишком аккуратным, ни о каком погружении в хаос времен даже речи не идет. Хотя всегда волнительно наблюдать, как жители одного дома идут с оружием на жителей дома напротив.
«CODA: Ребенок глухих родителей» (реж. Сиан Хедер, 111 минут)
Вердикт: можно пропустить
В семье глухонемых появляется девочка, которая не только слышит, но отлично поет, поэтому размечталась о музыкальной карьере. Вот и повод для экзистенциального конфликта. Типично трогательный инди-фильм о взрослении в непростых обстоятельствах, казалось бы, гарантированно годное зрелище. Однако есть проблема, и очень серьезная. Это ремейк. Нетрудно найти и увидеть первоисточник — франко-бельгийскую ленту «Семейство Белье» 2014 года.
«Не смотрите наверх» (реж. Адам Маккей, 138 минут)
Вердикт: посмотри обязательно
Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс в очень злой социально-политической сатире про ученых, которые пытаются предотвратить конец света. Тонким ценителям фильм не очень зашел (поэтому с «Оскаром» будут проблемы), но стал всенародным хитом везде, включая Россию. Духовно это «Хвост виляет собакой» («Плутовство») для новых поколений.
«Сядь за руль моей машины» (реж. Рюсукэ Хамагути, 179 минут)
Вердикт: можно пропустить, если ты далек от театра
Весьма вольная постановка по мотивам рассказа Харуки Мураками о театралах, чьи личные судьбы переживают внутренние штормы, пока они ставят на сцене «Дядю Ваню». Много Чехова и красивых японских недосказанностей.
«Дюна» (реж. Дени Вильнёв, 156 минут)
Вердикт: посмотри обязательно
После нескольких фальстартов мы в кои-то веки имеем на руках стильную и сильную экранизацию космического эпоса Фрэнка Герберта. MAXIM уже назвал картину лучшим фильмом 2021 года, нет смысла что-то к этому добавлять.
«Король Ричард» (реж. Рейнальдо Маркус Грин, 145 минут)
Вердикт: стоит попробовать
Уилл Смит тащит на себе спортивную драму об амбициозном и неудержимом папаше, который хочет превратить дочурок в монстров тенниса. Имена дочек — Винус Уильямс и Серена Уильямс. Кино крепкое и броское, однако обходит стороной ряд проблем, особенно волнующих зрителя.
«Лакричная пицца» (реж. Пол Томас Андерсон, 133 минуты)
Вердикт: можно пропустить
Великий режиссер Пол Томас Андерсон («Нефть») попытался снять не очень великий фильм. Страшно сказать — ромком. О слегка аномальных отношениях 15-летнего школьника и 25-летней творческой девицы. Ее играет не самая красивая в мире сестренка из хипповатого трио Haim. Все это — в предельно ностальгической обстановке Калифорнии начала семидесятых. К сожалению, перед нами не «Однажды в Голливуде», и все же у фильма есть восторженная аудитория. Российский зритель, правда, не очень понимает, зачем ему это все нужно.
«Аллея кошмаров» (реж. Гильермо дель Торо, 150 минут)
Вердикт: посмотри
Самое развлекательное кино нынешнего «Оскара». Уже не первая экранизация романа Уильяма Линзи Грэшема — первая объявилась в 1947 году и считается забытой классикой нуара. Цирк уродцев и чудиков приютил под куполом шапито молчаливого красавца (Брэдли Купер), в котором открылся талант иллюзиониста-медиума. Далее он путается среди двух красавиц (Кейт Бланшетт и Руни Мара) и превращает цирковой фарс в трагический нуар. Проще всего это сравнить с «Престижем».
«Власть пса» (реж. Джейн Кэмпион, 126 минут)
Вердикт: стоит попробовать
Главный фаворит «Оскара» с титулованной режиссершей и как всегда безупречным Бенедиктом Камбербэтчем. Фамильная драма о ковбоях, стилистически близкая к «Горбатой горе», но не совсем, не совсем. Отделана в традиционных трагичных тонах: все рыдают, надрываются, кричат друг на друга, помалкивают, терпят унижения и предательства.
«Вестсайдская история» (реж. Стивен Спилберг, 156 минут)
Вердикт: совершенно лишний мюзикл
Третий ремейк в оскаровской программе! Стивен Спилберг не побоялся переснять оскароносный мюзикл 1957 года. Однако в России не встретил понимания, ибо и тема далекая от наших реалий, и музыка не сказать чтоб хитовая, старомодная к тому же. По факту — «Ромео и Джульетта», где шекспировские герои оказались среди уличных банд Нью-Йорка. Очень богато, талантливо и бессодержательно.
Мюзиклы в принципе сложная тема для нашего зрителя. Особенно если это не советский водевиль. По этому поводу у нас есть особое эссе: «Фильмы-мюзиклы, которые на самом деле можно смотреть».