В чем секрет успеха стендап-комедии? Все очень просто: если пытаться безостановочно шутить на протяжении минимум часа, то хотя бы одна шутка окажется удачной. Примерно так же должно было в конце концов случиться и с китайскими автомобилями. Ведь шутят, то есть выпускают их уже очень долго, а вот по-настоящему удачные нам все как-то не попадались.
Сначала (если под началом иметь в виду нулевые годы, когда первые китайские бренды начали потихонечку выходить на российский рынок) все было не просто плохо, а чудовищно плохо. Чайнакары из первых партий — это настоящая кровь из глаз: и по дизайну, и по потребительским характеристикам, и по качеству изготовления. Про фенольный запах в салоне даже вспоминать не станем.
Все было так ужасно, что оставалось только разводить руками: вроде как в распоряжении китайцев вся мощь, потенциал и опыт лучших автомобильных брендов мира, прочно осевших в КНР, а где же, спрашивается, выхлоп?! Уже тогда, в нулевых, собранные в Китае автомобили зарубежных брендов если и уступали своим аналогам из Европы, США и Японии, то не то чтобы сильно… Зато все, что китайцы клепали под собственными брендами, никуда не годилось.
Казалось, период полового созревания чайнакаров не займет много времени. Буквально вот-вот — не через год, так через два — локальные бренды начнут выпускать что-то вполне достойное. При таких-то бюджетах и наличии такой иностранной технической экспертизы это казалось неизбежным. Но взрослеть китайские машины почему-то отказывались.
Подвижки к лучшему, конечно, были. В десятых годах чайнакары российского рынка стали чуть симпатичнее, чуть причесаннее. Но и ощутимо дороже, кстати. До уровня условного Volkswagen и Kia они все равно не дотягивали. Наконец мы устали ждать от китайского автопрома чуда, решив для себя, что чайнакары хороши только для внутреннего потребления.
И вот поди же ты… Стоило только снизить планку ожиданий, как китайцы возьми да и выстрели! Может быть, это случилось и чуть раньше, спорить не стану, но для меня реальным откровением неожиданно оказался кроссовер Chery Tiggo 8 Pro. В моем личном хит-параде это первый автомобиль, разработанный и сделанный в КНР, из которого вылезаешь со словами: «Да неужели получилось наконец?»
Если ты хоть немного следишь за китайцами, то название Сhery Tiggo, должно быть, слышал. Когда-то — в те самые нулевые — именно под этой вывеской в Россию заходил один из первых кроссоверов бренда. Он назывался просто Chery Tiggo и представлял собой плохонькую копию тогдашней Toyota RAV4. Как же все изменилось за это время!
Во-первых, Tiggo теперь не просто модель, а кроссоверный суббренд Сhery. Теперь шильдик Tiggo обозначает все SUV марки Сhery, причем чем выше цифровой индекс, тем престижнее и навороченнее машина. Соответственно, Tiggo 8 Pro — это топ-исполнение, флагман. Он на полступеньки выше обычного Tiggo 8 и почти на бесконечность круче.
Новый стиль передней части с трехмерным узором решетки радиатора и LED-оптикой не назовешь новым словом в автомобильном дизайне. Но мы не Джон Леннон, чтобы требовать революцию — достаточно того, что Tiggo 8 Pro выглядит элегантным и уверенным в собственных силах. Классный кроссовер, которому не нужно кому-то что-то доказывать. Уже неплохая строчка в резюме.
Ну а внутри революция все-таки свершилась. Уровень отделки и электронной нафаршированности 8 Pro отправляет в утиль все твои предыдущие познания о китайских автомобилях. Черт возьми, он потрясно выглядит! И кожаная отделка, и море «рояльного» лака, и совершенно классная приборная панель размером с неплохой планшет. Мультимедийные возможности Tiggo 8 Pro — отдельная песня. Классная графика, отличное быстродействие и, главное, отменный функционал. Скажем, камера кругового обзора позволяет запарковаться «по приборам» даже на крохотном пятачке. При том что этот Chery совсем не мальчик по габаритам.
В салоне Tiggo 8 Pro чувствуется запах внимания к деталям. То есть ровно то, что не было свойственно чайнакарам предыдущих двух десятилетий. Инженеры и дизайнеры Chery подумали даже о таких вещах, как форма селектора АКП — он невероятно сильный. Ну а специалисты по безопасности мудро предположили, что автоматический стояночный тормоз распустит свой железный капкан, только когда водитель пристегнулся ремнем безопасности. Очень дальновидно. И таких маленьких, но важных решений в салоне Tiggo 8 Pro еще много.
От этого всего можно попробовать отмахнуться. Мол, приличный дизайн и классный интерьер — это еще не весь автомобиль. В конце концов, в современной России ради красоты готовы даже красить газоны в зеленый. Но Tiggo 8 Pro гораздо больше, чем сумма симпатичной мордашки и тачскринов в салоне.
Скажем, платформу T1X китайцы создавали совместно с ребятами из Land Rover, в конструкции кузова широко используется сталь немецкого концерна Benteler AG, а, например, коробку передач на конвейер Chery поставляет именитый Getrag. То есть мы не хотим сказать, что здесь совсем нечему ломаться. Просто уровень техники и качества Tiggo 8 Pro вполне сравним с европейскими и японскими машинами.
И ведь едет Tiggo 8 Pro не как привычный нам китаец — едет он очень по-взрослому. Окей, резкие неровности дороги подвеска кроссовера отрабатывает чуть резковато, но все равно не критично. Зато реакции 1,6-литрового турбомотора на увеличение подачи топлива хороши. И с шумкой все отлично, и управляемость в штатном режиме не вызывает желание брезгливо поморщиться. Все это вместе и создает портрет настоящего автомобиля, а не карикатурного чайнакара. Еще бы полный привод добавить (к концу года обещают), и будет почти идеально.
Наконец, Tiggo 8 Pro и стоит вполне вменяемых по нынешним временам денег. Среднеразмерный 7-местный кроссовер размеров Sorento и Highlander меньше двух миллионов? Пффф… Когда за топовый Hyundai Tucson классом ниже просят уже три, это кажется предложением из серии «не сможем отказать». Ну или во всяком случае «будем посмотреть».
Да, путь от полуфабрикатов к всесторонне достойным автомобилям занял у наших восточных соседей дольше времени, чем мы предполагали. Но наши предположения — это же наши проблемы, не так ли?