Хотя мотоциклы и были в СССР дефицитом, но они порой появлялись в открытой продаже в спортивных магазинах, в отличие от машины, которую можно было купить только по распределению внутри организации, если повезет, — подождав свой очереди от полугода до нескольких лет. Поэтому в магазинах мотоциклы не залеживались, особенно в сельской местности. Опять же и проходимость у них была выше, чем у легковых машин. А что зимой не поездишь, так это барство. Многих и мороз со снегом не пугали: «Урал» с коляской, тулуп, ушанка вместо шлема — и вперед.
Многие советские мотоциклы были копиями немецких моделей, а в следующих поколениях — продуктом их доработки. Надежностью отечественная двухколесная техника не отличалась, и хлопот с ней хватало, но зато конструктивно она была несложной.
«Восход» 2М
«Восход» 2М был наследником К-125 «Ковровец», а тот в свое время получился из DKW RT 125. Выпускали его с 1976 по 1979 год.
Легкий советский мотоцикл считался достаточно надежным и при собственной массе в 121 кг мог увезти 155 кг. Одноцилиндровый мотор рабочим объемом в 173,7 см3 развивал 14 л.с. и отличался экономичностью — 2,7 л на 100 километров. Ну а то, что динамика у него была скромная — примерно 8 с до 60 км/ч и максималка 100 км/ч, так мотоциклы в СССР за редкими исключениями никто не позиционировал как спортивный вид транспорта. Ну и, наконец, «Восход» был доступным: он стоил всего 420 рублей, в отличие от дефицитной «Явы-350», за которую надо было заплатить 1000 рублей.
«Минск» 3.111
Как и семейство «Восход», мотоциклы «Минск» ведут свой род от DKW RT 125 — удачного легкого мотоцикла. Впрочем, «Минск» 3.111 ушел от него довольно далеко. Интересен он тем, что стал первым белорусским мотоциклом в современном, характерном для 70-х годов XX века дизайне. Выпускали его с 1973 по 1976 год.
Собирали модель на совесть. Она даже получила «Знак качества» и действительно выгодно отличалась от других отечественных мотоциклов. Правда, в народе прозвище у него было неуважительное — «макака». По сравнению с тяжелыми мотоциклами выглядел он и правда легковесно, непрактично. Однако заводская гарантия распространялась на 10 000 км пробега, а заявленный ресурс двигателя составлял 20 000 км.
Двухтактный 125-кубовый двигатель развивал 9,5 л.с. и позволял разгонять аппарат до 90 км/ч. Позиционировали мотоцикл как двухместный — при сухой массе в 100 кг полезная нагрузка составляла 150 кг. А еще у него была версия «Спорт» для любителей гонять по проселочным дорогам. Ее отличали спортивный руль и задранный вверх глушитель. Сейчас мотоциклы такого типа называют «скрэмблерами».
Стоил «Минск» 3.111 около 330 рублей и был, пожалуй, самым доступным мотоциклом в стране.
«Днепр» МТ-11
Из всех «Днепров» больше всего выпустили мотоциклов под литерой М-11. Эти тяжелые мотоциклы Киевский мотоциклетный завод выпускал с 1984 года, и для своего времени они были неплохи. На них ставили оппозитный двигатель — как на BMW R71, с которого была скопирована первая модель КМЗ — М-72. При 650 куб. см мотор выдавал 38 л.с. и хорошо тянул на низких оборотах. Однако и топлива он расходовал немало: 8 л на 100 км. Привод осуществлялся посредством карданного вала.
Коробка перемены передач, как говорили в то время, имела 4 ступени и заднюю передачу. Последнее для мотоцикла с коляской было очень кстати. Тормоза стояли барабанные, не слишком эффективные, но зато на колесо коляски был выведен свой тормоз. Да и привод на коляску тоже имелся: колесная формула М-11 была 3х2.
Снаряженная масса М-11 составляла 330 кг, а максимальная полезная нагрузка — 260 кг. Для мотоцикла это солидный показатель.
Продавали новый М-11 за 1400 рублей.
М-63 «Урал-2»
У Ирбитского мотоциклетного завода самой массовой моделью был «Урал» М-63. Выпускали его с 1963 по 1971 год. Появление М-63 стало ответом на требование государственной комиссии унифицировать основные узлы и агрегаты мотоциклов Ирбитского и Киевского заводов. Прародитель у обеих линеек мотоциклов был один — BMW R71, так что мысль выглядела вполне логично. В итоге в Ирбите разработали новую модель, а в Киеве позже выпустили родственный ей К-650 «Днепр».
Двигатель имел объем 650 куб. см и развивал 32 л.с. При сухой массе в 320 кг полезная нагрузка составляла 255 кг. Нововведением стала маятниковая задняя подвеска, причем гидравлические амортизаторы в ней были от «Москвича», а резино-металлические сайлент-блоки — от «Запорожца».
Купить новый М-63 «Урал-2» можно было за 1250 рублей, при том что себестоимость его производства составляла 417 рублей. Продавали его только с коляской, и эксплуатировать этот мотоцикл без нее разрешалось только милиционерам. Считалось, что это слишком тяжелая и мощная техника, которая для езды без бокового прицепа требует особой подготовки.
ИЖ «Юпитер-2»
Этот мотоцикл называют одним из самых массовых (примерно 766 500 экземпляров) и надежных в истории СССР. Второе, к сожалению, легенды, были у второго «Юпитера» свои фирменные болячки.
Производили его в Ижевске с 1963 по 1971 год, продавали как с коляской, так и без нее. Небольшой по современным меркам 2-цилиндровый 2-тактный мотор развивал 19 л.с. и расходовал от 3 до 4 литров на сто километров. Максимальная скорость — 115 км/ч. Коробка передач была 4-ступенчатой, привод осуществлялся цепью.
Стоил ИЖ «Юпитер-2» в районе 750 рублей, а с коляской — под 1000 рублей.
Забавно, что на эмблеме «Юпитера-2» изображена планета с кольцом. Дело в том, что про существование колец у Юпитера человечество узнало только в 1979-м. Одно из двух — либо логотип разработал пришелец из будущего или из космоса, либо дизайнер перепутал Юпитер с Сатурном и никто этого не заметил.
При подготовке статьи использованы материалы и фото с сайтов