Современный водитель не привык заморачиваться всякими железками. Купил, сел, поехал. Сломалось — вызвал эвакуатор, на сервисе починили.
Собственно, и эта история про катализатор — не для повышения технической грамотности, а просто в копилку курьезов цивилизации.
В выхлопе — вода и кислород
Сам по себе каталитический нейтрализатор — чудесное изобретение. Даже просто в масштабах твоего двора. Эта штука способна обезвредить 98% вредных веществ, содержащихся в выхлопе. Когда она работает в штатном режиме, из выхлопной трубы выходят CO2, кислород, азот и водяной пар. Проблема только в том, что катализатору, как и некоторым людям, нужен предварительный разогрев. Без него он не работает.
Сначала инженеры размещали каталитический нейтрализатор под днищем автомобиля. Внутри у него располагались керамические соты, покрытые активирующим слоем, а поверх — благородными металлами: платиной, палладием и родием. В некоторых автомобилях катализаторы такие сочные в этом смысле, что злоумышленники похищают их, выпиливая из-под днища. Особенно этим славится Toyota Prius.
Вставить внутрь
Так вот, для начала каталитических процессов поверхность сот должна нагреться до 300 оС. Если деталь расположена в подбрюшье автомобиля, на это уходит от 5 до 15 минут. И все это время выхлоп не очищается.
Чтобы победить проблему, инженеры придумали красивое решение. Каталитический нейтрализатор начали размещать прямо в выпускном коллекторе. Конечно, так он разогревается почти моментально. И никаких побочных эффектов — в теории. А на практике выходит вот что. Керамика начинает разрушаться, и ее частицы засасывает в двигатель. На первый взгляд кажется, что такого не может быть, газы же выходят, и под давлением. Но в действительности все сложнее, и небольшая часть газов устремляется обратно в цилиндр. А поскольку твердость (не путай с прочностью) у керамики высокая, она работает как абразив, убивая поршни и цилиндры.
Разрушаются соты из-за резкого охлаждения (ехали, попали в лужу), из-за ударов (это, конечно, редкость, но все же), вибрации двигателя, а главное, из-за некачественного топлива. Оно продолжает гореть и при такте выпуска, перегревая катализатор. Он, конечно, может и просто оплавиться. Тоже плохо, но хоть мотор не пострадает. Как быстро такое может начаться? Уже на 40 000 — 50 000 км пробега.
Кто прочнее?
Однако не все автомобили достаточно современные. Например, Renault до сих пор ставит каталитические нейтрализаторы под днище. И «АвтоВАЗ» на Lada Niva Legend (классическую старушку «Ниву») — тоже. Ну и по прочности катализаторы, установленные в коллектор, разные. Самые нежные — у бюджетных «корейцев». А у более-менее современных отечественных моделей вроде Lada Vesta — попрочнее. Кстати, при замене катализатора можно поставить деталь с металлическим сотами. Некоторые так и делают, причем превентивно.
Конечно, было бы странно выбирать автомобиль по прочности катализатора, но знать об этом нюансе все-таки не будет лишним.
По материалам zr.ru.
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru, Getty Images