В череде главных легенд времен Советского Союза, где-то между загадкой перевала Дятлова и мультфильмом, который показывают, если набрать 999 очков в игре «Ну, погоди!», пылится миф о специальном исполнении автомобиля «Волга». Не простого, а необычного. У него не две фары, а сразу четыре.
Такая «Волга» должна быть черной, но это, впрочем, необязательно. Главное — сам факт четырехфарности, намекающий на особое назначение машины. В советские времена любая легковушка вызывала уважение и зависть, а «Волги» моделей ГАЗ-21 и ГАЗ-24 считались главным мерилом успешности человека. Даже если у них было только две фары. Что уж говорить, если их оказывалось вдвое больше!
Самая популярная версия приписывала «четырехфарки» агентам КГБ. Действительно, для сотрудников Лубянки на ГАЗе делали спецверсии седанов, оснащенных моторами V8. Но мощные «догонялки», как прозвали в народе модель ГАЗ-2424, внешне не отличались от обычных «волжанок». Логично, кагэбэшникам вряд ли нужна привлекающая всеобщее внимание машина.
Другой расхожий вариант: четырехфарные «Волги» выдавали космонавтам. Тоже, кстати, не лишено смысла: «7 фактов про самый красивый советский автомобиль — „Чайка“».
Ходили слухи, что четырехфарные «Волги» — это экспортное исполнение ГАЗ-24. Якобы именно в таком виде они шли иностранным покупателям, а потом окольными путями возвращались в Союз. Но «24-я» на самом деле за рубежом практически не продавалась. Так что эта версия не очень складывалась…
Короче говоря, правду в массе своей люди не знали. Оттого легенда четырехфарной «Волги» год от года обрастала новыми удивительными подробностями и «фактами», все дальше и дальше удаляясь от истины. А правда и в самом деле куда менее увлекательная, чем старательно скомпилированный народный фольклор.
Если вкратце, то четырехфарные «Волги» на ГАЗе не делали. Ни для гэбистов, ни для космонавтов, ни для иностранцев. Вообще ни для кого. Зато еще на стадии разработки модели планировалось, что ГАЗ-24 будет выпускаться с двумя моторами — базовым четырехцилиндровым и топовым шестицилиндровым. Именно для машин с V6 дизайнеры и предусмотрели четырехфарное исполнение передка. Несколько таких машин построили, но в серию они так и не пошли.
Кроме того, четырехфарную схему некоторое время использовали гонщики ГАЗа, причем внутренние фары на машинах обычно были противотуманными. Скорее всего, именно такие спортивные «волжанки» вдохновили рукастых гаражных мастеров, а позже и кооперативщиков на новый вид тюнинга.
Ведь при наличии рук, растущих из правильных мест, нехитрого инструмента, а также опыта в пайке и лужении четырехфарную решетку для «Волги» из пары стандартных можно было изготовить за несколько часов. А продать «счетверенные очки» можно было с хорошим наваром. Судя по количеству «четырехглазок» на советских улицах, желающих сойти за космонавта-агента-иностранца хватало…