Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova

Разбираемся в причинах провала главной российской игры этого года.

11 апреля 20245

Если вы следите за игровой индустрией, то наверняка слышали о проекте от отечественной команды Cyberia Nova под названием «Смута». Среди геймеров ее называли ответом «Ведьмаку» и Assassin's Creed. И ведь в возможный успех верили небезосновательно. Atomic Heart показала, что российские игроделы могут создавать проекты не хуже, а в некоторых моментах даже лучше западных. Но в итоге имеем то, что имеем.

Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova

О чем «Смута»?

Для тех, кто не понимает, о чем идет речь, расскажем в двух словах о сюжетной завязке. События «Смуты» разворачиваются в 1612 году, когда российский престол пытаются занять самозванцы и интервенты. Геймерам отводится роль молодого боярина Юрия Милославского, который в силу жизненных обстоятельств перешел на сторону Польши. Вам предстоит помочь ему вернуться на истинный путь и стать участником народного ополчения. 

Разработчики обещали встречи с историческими личностями вроде Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Лжедмитрия II и многими другими. Также в игре воссоздали исторические локации, например средневековую Москву, Смоленск, Ярославль и некоторые другие города.

Что критики писали о «Смуте»?

В своих рецензиях на игру критики не сдерживались. Одной из наиболее часто встречающихся претензий был ужасный и скучный геймплей. Впрочем, за него создателям прилетало еще на этапе бета-тестов, когда с игрой давали ознакомиться различным стримерам.

Правда, в тот момент представители студии сразу заявили, что блогерам дали сырой билд. В финальной версии точно не будет «затыкивания» противника одной кнопкой. Но, как показал релиз, в боевой системе не поменялось ровным счетом ничего.

Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova

Также разработчикам досталось за однообразные квесты, которые, как правило, сводятся к необходимости с кем-то поговорить, затем в течение пяти минут бежать через лес, кого-то убить или что-то найти, а затем вернуться обратно. В защиту скажем, что заданиями в духе «пойди-принеси» грешат 90% западных студий.

Лично нас беспокоит то, что в игре присутствует много глупых моментов, исправить которые не составляет никакого труда. Мы никак не можем объяснить нелогичность ряда квестов. Например, в одном из заданий Милославскому поручили освободить посаженных в темницу стрельцов. Герой подбирается к избушке, убирает с двери балку и… открывает дверь внутрь. Что мешало пленникам сбежать самостоятельно, остается загадкой.

Но что все журналисты отнесли к положительным моментам, так это визуальный стиль и атмосферу. Окружающий мир сделан в лучших традициях Ubisoft. И если французской компании потребовалось около десяти лет, чтобы научиться создавать красивые локации, то новосибирские разработчики справились с первого раза.

Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova

А вот к историческим заметкам журналисты отнеслись по-разному. Кто-то посчитал, что сопроводительная информация отвлекает от геймплея. Другие, наоборот, похвалили создателей за возможность узнать интересные факты о времени, в котором разворачиваются события.

Сейчас совершенно точно можно сказать одно: игра вызвала общественный резонанс. Ее релиз прокомментировали даже те, кто раньше никогда не комментировал подобные проекты. К примеру, со «Смутой» ознакомился депутат Госдумы РФ Виталий Милонов, назвавший работу Cyberia Nova «полнейшей шляпой и халтурой». По словам политика, ему хватило меньше часа, чтобы убедиться в низком качестве итогового продукта. При этом он подчеркнул, что, будь адвенчура частным проектом, то никаких вопросов не было бы. Однако на проект государство выделило 500 миллионов рублей.

Государство может и должно спросить за потраченные не пойми куда народные деньги. Не удивлюсь, если разработчики были завербованы польскими спецслужбами: выпустить такой некачественный проект неумышленно просто невозможно. Я считаю, надо очень внимательно поговорить с программистами и игроделами и узнать, что им помешало сделать свою работу качественно.

Сколько стоила «Смута»?

Многие вопросы отпадают, когда узнаешь, сколько стоила «Смута». На создание RPG АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) выделил 260 миллионов рублей. В феврале 2023-го стало известно, что игра получила второй грант размером 230 миллионов рублей.

Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova

Но много ли это? Для сравнения: разработка третьего «Ведьмака» обошлась в 80 миллионов долларов или 7,5 миллиарда рублей. На создание Atomic Heart по разным оценкам потратили почти 2,5 миллиарда. Hogwarts Legacy, которую тоже ругали за однотипные квесты, обошлась в 14 миллиардов рублей.

Как рассказывал Алексей Копцев, основатель новосибирской студии Cyberia Nova и геймдиректор «Смуты», над проектом работали 75 штатных сотрудников и множество фрилансеров. Точное число он не назвал, но давайте предположим, что суммарно над игрой работали 100 человек. В среднем на каждого приходилось 5 миллионов рублей. А «Смуту», напомним, делали не один год. И к тому же стоит учесть разницу в зарплатах и второстепенные расходы.

Что не так со «Смутой» от новосибирской студии Cyberia Nova

Можно ли в таком случае упрекать авторов в том, что игра получилась такой, какой получилась? Вопрос остается открытым. По скромному мнению нашей редакции, RPG нужно вливание дополнительных средств и минимум два года на полировку, устранение багов, переписывание ряда квестов и исправление множества других недочетов.

А вы уже успели сыграть в «Смуту»?

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения