Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Стреляющее Средневековье: как выглядят самые крутые арбалеты Исторического музея

Эксперты открыли архивы своих знаний и коллекций по просьбе MaximOnline.

7 августа 20232
Стреляющее Средневековье: как выглядят самые крутые арбалеты Исторического музея

Исторический музей на Красной площади обладает огромной коллекцией редчайших экспонатов, среди которых можно встретить европейское метательное оружие. Всего собрание музея насчитывает 30 охотничьих и целевых (спортивных) арбалетов XVI–XIX веков. Оружие представляет собой высокохудожественные образцы, произведенные в придворных оружейных мастерских, и не имеющие отделки арбалеты, предназначавшиеся для людей среднего достатка. 

Принято считать, что впервые арбалет появился в Китае, а история его насчитывает более двух тысячелетий. В Европе данный тип оружия появился в античное время, в период Римской империи.

Арбалет герцогини Елизаветы Брауншвейг — Вольфенбюттельской. Священная Римская империя германской нации, Германия, Брауншвейг, Вольфенбюттель. 1596 г. ГИМ


На внутренней поверхности дуги арбалета на золоченом фоне изображены гербы герцогства Брауншвейг-Вольфенбюттель и Датского королевства. Также дуга украшена растительным орнаментом из цветов и трав с включенными в него изображениями журавля и цапли. На верхней поверхности ложи — два гербовых щита; между ними — портрет герцогини Елизаветы и орнаментальный гротесковый мотив. На нижней поверхности находятся изображения трубящей Славы, музы астрономии Урании и музы истории Клио. Боковые поверхности ложи заполнены ковровым орнаментом в виде плодоносящего дерева с птицами. Предохранительная скоба представляет собой миниатюрное скульптурное изображение гротескной фигуры в обрамлении морских раковин. Вероятно, арбалет принадлежал Елизавете Датской, старшей дочери короля Фредерика II, жене герцога Генриха-Юлиуса Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Скорее всего, он был подарен ей по случаю рождения в 1596 г. дочери Доротеи.


В бою арбалетами начали активно пользоваться в XII–XV веках, но само оружие не считалось благородным, так как поражало противника на достаточно большом расстоянии. Среди известных исторических личностей сторонником использования арбалетов был английский король — крестоносец Ричард Львиное Сердце, а умер он от раны, нанесенной арбалетным болтом. 

Со временем арбалет становился неотъемлемой частью вооружения армий вплоть до распространения ручного огнестрельного оружия. Арбалетчики действовали и в пешем, и в конном строю. Наиболее эффективно арбалеты применялись при осаде городов. Кроме собственного арбалета, вооружение арбалетчика составляли меч и кинжал. 

С середины XVI века огнестрельное оружие вытеснило арбалеты, и они утратили свое военное значение, однако продолжали бытовать как оружие охотничье или спортивное. На территории Западной Европы во время охоты на крупную дичь знатные люди демонстрировали свое охотничье мастерство, социальный статус и уровень материального достатка. Именно в XVI веке дорогостоящие, богато украшенные арбалеты для охоты и стрельбы в цель считались среди правящей элиты прекрасным подарком. Вплоть до XVIII века многие охотники предпочитали арбалеты огнестрельному оружию, так как они позволяли поражать цель бесшумно, быстро и четко. В отличие от лука, с арбалетом можно долго сидеть в засаде, поскольку оружие можно было продолжительное время держать во взведенном состоянии. 

+2

Арбалет. Священная Римская империя германской нации, Германия, Саксония (?). 1650–1700 гг. Фото: ГИМ


На обеих сторонах ложи присутствуют изображения двуглавого орла. У затыльника симметрично расположены изображения иконографически определяемые как «Христос со знамением Воскресения», а на верхней и нижней поверхностях ложи нанесен гравированный орнамент с включением маскаронов и гротесковых фигур. Кроме того, на нижней поверхности присутствуют две отдельные фигуративные вставки: с изображением Фортуны — Марины с парусом в руке, сидящей на закрытой раковине, которая помещена на спину свернувшегося в кольцо левиафана; и с изображением рыцаря в доспехах, опирающегося на турнирное копье. 


К XVI веку охота с арбалетом превратилась в пышный придворный праздник. Элегантное оружие стало обязательным атрибутом парадных охот на кабанов и оленей XVI–XVIII веках. 

Спортивные состязания по стрельбе из арбалета были очень популярны при европейских княжеских и королевских дворах, а также среди горожан — купцов и ремесленников, состоявших в стрелковых ротах и гильдиях. 

Среди горожан популярность арбалетов обусловливается тем, что для приобретения навыков владения этим оружием не требовалось длительного обучения с детского возраста, в отличие от стрельбы из лука или фехтования. Члены стрелковых рот имели достаточно высокий социальный статус, а победители состязаний — стрелковые короли — получали особые налоговые льготы.  

+2

Арбалет. Священная Римская империя германской нации, Германия (?), Силезия (?). 1622 г. ГИМ


По обеим сторонам ложи можно увидеть изображение двуглавого орла с полумесяцем (основной элемент герба силезских герцогов). На верхней поверхности ложи — дата 1622, герб герцогов Легницы и Бжега; ниже расположены герб Силезии и орнамент с левиафанами. По нижней поверхности ложи идет орнамент и изображение вооруженного мечом и щитом «дикого человека». 

Арбалет являлся частью имущества герцогов Легницы и Бжега. Им владел герцог Иоганн Христиан фон Лигниц — Бриг — правитель земель Бжега, Легницы, Олавы и Волова. Во время Тридцатилетней войны встал на сторону Фридриха V.


Терминология. Типология. Конструкция

Под понятием «арбалет» понимают практически весь комплекс предметов ручного метательного оружия, состоящего из дуги с тетивой на станке. Однако арбалетами называют преимущественно предметы европейского или иностранного происхождения. Русское оружие такой конструкции носит название «самострел». 

Само слово «арбалет» происходит от французского «arbalète». В настоящее время в современную русскоязычную научную терминологию постепенно входят и термины из других европейских языков — например, немецкий «шнеппер» или итальянский «балестра». 

+1

Арбалет шнеппер. Георг Эшер (?), Иоганн Готфрид Хэниш (?). Священная Римская империя германской нации, Германия, Саксония, Дрезден. 1730 г. ГИМ


На щеке приклада присутствует стилизованное изображение птицы в барочном картуше из витых листьев. На верхней поверхности можно увидеть орнаментированный медальон с сельским пейзажем. Выемка для большого пальца выполнена в виде вогнутой костяной вставки с гравированным изображением морской раковины. Возможно, этот памятник выполнен в придворных мастерских Дрездена при участии Георга Эшера и Иоганна Готфрида Хэниша. Деятельность Хэниша и его сына относится к первой половине XVIII в. Династия Хэниш работала на саксонский двор вплоть до 1918 г. Мастер Георг Эшер работал на курфюрста Августа Сильного.


Существуют две категории арбалетов: боевые и предназначенные для использования не во время сражений (охотничьи и спортивные). Арбалеты типов «рюстунг» и «шнеппер», появившиеся в XVI — начале XVII века, совмещали в себе функции как целевых (спортивных), так и охотничьих. Оба типа арбалетов заряжаются болтами. Пулевые арбалеты, которые заряжались круглыми камешками, шариками и пулями носили название «кугельшнеппер» или «балестра». 

+2

Арбалет шнеппер. Священная Римская империя германской нации, Германия, Саксония (?). XVII в. ГИМ


На боковых поверхностях ложи можно увидеть инкрустации двух типов: мелкий плотный растительный орнамент из спиралевидных элементов, крупных листьев и мелких шариков, а также крупные костяные вставки с изображениями бегущих животных и фантастических существ. Значительная часть костяных вставок не сохранилась.

Основным элементом конструкции арбалета является спусковое устройство — замок. У арбалетов, которые заряжались болтами, было два типа замков: замок с орехом и замок-защелка. Орех изготавливали из кости или оленьего рога, для усиления его прочности в него вставлялся металлический клин. В XVI веке замок с орехом видоизменился и превратился в более сложную конструкцию — замок «штехшлосс». Взвод такого замка обеспечивался при помощи иглы — шила. 

Помимо арбалетов, которые заряжались болтами, существовали арбалеты, в которых в качестве заряда использовались пули или камешки. 

+2

Арбалет. Священная Римская империя германской нации. Первая половина — середина XVII в. ГИМ


У данного арбалета крепеж ореха усилен массивной золоченой гравированной скобой с рельефными декоративными накладками в виде львиных голов по бокам и головками херувима на нижней поверхности. Спереди на ложе можно увидеть двуглавого орла; между крыльями орла — гравированная надпись №9. Боковые скосы украшены костяным кантом с изображением охоты. Сбоку ложа украшена растительным орнаментом с включением в него изображениями фантастических существ. На костяных пластинах нижней поверхности находятся изображения всадника под шатром и птицы на ветке. Спусковая скоба и взвод украшены маскароном. На затыльнике можно увидеть изображение охотника с рожком, а под зажимом для болта — изображение охотника с арбалетом и собакой. Гравировка на кости напоминает быстрый эскизный рисунок пером.  


Художественное оформление 

Дуги арбалетов производили в крупных оружейных центрах, оттуда их поставляли в другие города. На дугах многих немецких арбалетов можно встретить одно и то же клеймо, относимое к Саксонии и бытовавшее в 1575–1700 годах. При оформлении дуги металл окрашивался в оттенки черного или коричневого либо применялось золочение. Во время нанесения рисунка на металл мастера использовали различные техники: резьбу, гравировку, травление. В декоре метательного оружия начали появляться орнаментальные или сюжетные мотивы. Иногда даже можно встретить чеканку или эмаль. 

Материалы, которые чаще всего использовались при отделке арбалетов, были разные по фактуре. В оформлении немецких арбалетов присутствовали рог и кость. При тонировке и золочении по резной и гравированной кости линии гравированного рисунка окрашивались контрастным цветом или покрывались позолотой. Порой встречались перламутровые вставки, интарсия (инкрустация деревом по дереву с применением цветных тонировок), травление с чернью, золочение, роспись по металлу, резьба по металлу, эмаль. Декоративные оплетки и коси — помпоны — выполняли из цветных шерстяных и шелковых, а также из золотых нитей. 

+2

Арбалет. Мастер Франсуа Обер (?). Франция, Париж. 1738 г. ГИМ


Все металлические части этого арбалета покрыты гравировкой. В оформлении использованы охотничьи сюжеты, композиции из военных и охотничьих атрибутов, орнаментальные рокайльные молитвы. 


К основным ренессансным декоративным элементам относятся гротески, арабески и морески. Гротеск — симметричная композиция, собранная из различных объектов. В искусстве такие композиции появились после открытия росписей Золотого дома Нерона, которые были обнаружены под землей и воспринимались как росписи пещер. Гротески могут сочетать в себе растительные мотивы, вазы, канделябры, фрукты, цветы, изображения фантастических существ. Арабеск — симметричная графическая композиция из растительных элементов, заимствованная у арабского Востока. Мореск представляет собой графический орнамент, имеющий симметричную упорядоченную композицию из стилизованных акантовых листьев и побегов. 

В оформлении оружия можно наблюдать изображения на библейские или евангельские сюжеты. Так, на ложу одного арбалета помещено изображение Христа со знаменем Воскресения. Активно используется геральдическая символика — гербы и их элементы. 

+2

Балестра. Священная Римская империя германской нации, Италия. 1682. ГИМ


Ложа украшена рельефными изображениями охотничьих сцен, маскаронами и резной скульптурной композицией (лев, терзающий собаку). Снизу находится скульптурное изображение спящего мужчины: композиционно — архаичная иконография, восходящая к ветхозаветному сюжету «Сон Иакова». На затыльнике изображена львиная маска. Передняя часть ложи оформлена в виде львиной пасти. 


Одна из ключевых фигур ренессансной, маньеристской и барочной эстетики — Фортуна — символизирует свободу выбора. В оформлении оружия самый частый вариант изображения — Фортуна — Марина (на крылатом шаре, нагая, с распущенными волосами, с парусом в руке), способствующая успешному мореплаванию. Образ обуздания стихии часто встречается в отделке оружейных памятников — доспехов, холодного и огнестрельного оружия. Такой сюжет является своеобразным пожеланием удачи владельцу. Изображение Фортуны — Марины, сидящей на морской раковине, есть на одном из арбалетов из коллекции Исторического музея. 

В некоторых случаях сюжетные изобразительные мотивы составляют огромную целую композицию, которая могла быть прочитана как комплекс благожелательной символики, ориентированной на определенного человека. Если предмет предназначался в дар по случаю свадьбы или крестин, то в оформлении ожидаемо наличие астрологической или аллегорической смысловой составляющей. Образы планет указывали на благоприятствование звезд, добродетелей — на моральные принципы и религиозную стойкость. 

+1

Арбалет шнеппер. Монограммист BB. Священная Римская империя германской нации. 1650 г. ГИМ


С правой стороны приклада находится ящичек с задвижной крышкой (крышка утрачена). Ложа украшена резьбой, костяной инкрустацией в виде костяных гравированных вставок. Орнамент растительный, также присутствуют изображение фантастических животных в стиле маньеризма и барокко и изображение цапли с камнем в лапе — символ бдительности. Дуга арбалета украшена шестью шелковыми кистями-помпонами голубого цвета (один оторван). 


Дорогое, изысканно украшенное оружие отражало статусную репрезентацию владельца, его богатство, социальное положение и интеллектуальный уровень. В своих работах мастера-оружейники использовали круг сюжетов, аллегорических композиций и орнаментальных мотивов. Оформление оружейных памятников в целом сохраняло общую стилевую направленность своего времени.  

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения