«Торино». 4 мая 1949 года
В 1940-х годах «Торино» был грандом итальянского футбола. Лучшее тому подтверждение — три чемпионских титула «скуадра граната» с 1946 по 1948 год. 4 мая 1949 года на трехмоторном самолете Fiat футболисты «Торино» возвращались в Турин после выездного матча с португальской «Бенфикой». Самолет совершил промежуточную посадку в Барселоне на дозаправку, во время которой игроки «Торино» пообщались с футболистами «Милана», пересаживавшимися на рейс до Мадрида. «Россонери» стали последними, кто видел туринцев живыми.
Ближе к пяти вечера, когда до Турина оставались считаные километры, авиалайнер вошел в плотную полосу тумана. Пилот потерял ориентацию, самолет снизился и левым крылом задел ограду находившейся на холме базилики Суперга. Машину развернуло, и она на большой скорости врезалась в землю.
В катастрофе погибли все 18 находившихся на борту футболистов, в том числе и капитан сборной Италии Валентино Маццола. Судьба благоволила лишь одному игроку «Торино» — Лауро Тома: из-за травмы он вынужденно остался дома. К слову, «Торино» с молодежным составом сохранил за собой первую сточку турнирной таблицы.
«Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года
В этот роковой день самолет авиакомпании British European Airways, выполнявший чартерный рейс BE609 из Белграда в Манчестер, остановился на дозаправку в Мюнхене. На его борту в числе других пассажиров были представители английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» (21 человек), возвращавшиеся домой после ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов с белградской «Црвена Звезда».
Пилоты предприняли две попытки взлететь, но оба раза останавливались из-за неполадок с двигателем. Однако, не желая отставать от графика, они решились еще на одну попытку. Не смог их остановить и начавшийся снегопад. Ирландский нападающий Лиам Уилан так отреагировал на рвение пилотов: «Возможно, это смерть, но я готов к ней».
Пилоты отчаянно пытались оторвать самолет от земли, но он, въехав колесами в снежную кашу, продолжал мчаться по взлетной полосе. На скорости почти 200 км/ч самолет протаранил ограждение и врезался в частный дом.
Жильцы по счастливой случайности не пострадали, а из 44 человек, находившихся на борту самолета, 23 — погибли, еще 19 — получили ранения. «Манчестер Юнайтед» в катастрофе потерял восемь игроков (в том числе Лиама Уилана) и трех членов тренерского штаба. Среди выживших был Бобби Чарльтон, в будущем звезда английского футбола: в момент аварии его вместе с сиденьем вышвырнуло из салона.
«Стронгест». 26 сентября 1969 года
Вечером в пятницу 26 сентября 1969 года боливийский футбольный клуб «Стронгест» возвращался на самолете в Ла-Пас после товарищеской игры. Это был лучший период в истории одного из старейших футбольных клубов Боливии.
Через несколько часов полета экипаж «Дугласа» перестал выходить на связь. На Анды в это время обрушился снежный фронт, и диспетчеры поспешили объявить чрезвычайную ситуацию. Только через сутки в самом сердце Анд, недалеко от местечка Вилоко на склоне горы Чокетанга, группа шахтеров обнаружила обломки самолета, еще через сутки туда прибыла поисковая команда.
Установить причину катастрофы так и не удалось. Но стоит отметить, что трагедия случилась в тот день, когда в стране произошел военный переворот. Все 74 находившихся на борту человека погибли, из них 19 — игроки и тренеры клуба «Стронгест». Через пять лет обновленный «Стронгест» вновь выиграл чемпионат Боливии.
«Пахтакор». 11 августа 1979 года
Одна из самых страшных катастроф в истории советской авиации произошла в небе над украинским Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В тот день по вине авиадиспетчеров (впрочем, версия о попадании учебной ракеты тоже живуча) столкнулись два пассажирских самолета Ту-134 компании «Аэрофлот». Один из самолетов выполнял рейс Воронеж — Кишинев, другой — Ташкент — Минск. В последнем летела популярная в СССР футбольная команда «Пахтакор» на очередной матч первенства страны с минским «Динамо».
Никто из 178 человек, находившихся на обоих авиалайнерах, не выжил. Если борт, направлявшийся в Кишинев, сразу разрушился в воздухе, то летевший в Минск самолет, потеряв хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей, еще пытался совершить аварийную посадку, но на высоте 4 километров вошел в крутое пике и рухнул на землю. В нем находились 14 игроков и три представителя тренерского штаба ташкентского «Пахтакора».
Накануне рокового рейса главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич получил от руководства клуба разрешение повидаться с семьей, отдыхавшей в то время в Сочи, откуда он должен был самостоятельно добираться в Минск. Это счастливое обстоятельство и спасло тренеру жизнь.
«Альянса Лима». 8 декабря 1987 года
Этот день стал черной страницей в истории 19-кратного чемпиона Перу — клуба, который в 1970-е годы являлся базовым для сборной страны. После выездной победы в Пукальпе над местным «Депортиво» «Альянса Лима» возвращалась в столицу на военном самолете «Фоккер». При втором заходе на посадку в столичном аэропорту Хорхе Чавеса самолет слишком низко опустился над морем, зацепил правым крылом его поверхность и быстро погрузился в воды Тихого океана. Из-за бюрократических проволочек спасатели прибыли на место трагедии лишь на следующее утро.
В катастрофе погибли 43 человека, в том числе игроки, арбитры, болельщики и тренер Маркос Кальдерон. Выжить удалось только пилоту. Смертельного рейса избежал травмированный Хуан Рейносо Кусман, который впоследствии сделал отличную футбольную карьеру. Обескровленная команда в итоге не только не смогла удержать чемпионство, но и едва не скатилась в низшую лигу. Чемпионский титул «Альянса Лима» вернула себе лишь десять лет спустя.