Турист
Режиссер: Джейк Скотт
Жанр: фантастический нуар-триллер
В 1980 году дебютантка Клэр Ното закончила писать сценарий фильма «Турист», который по сей день считается одним из самых знаменитых неснятых шедевров. История довольно простая и, как вы сейчас поймете, странно знакомая. Манхэттен, наши дни. Умница и красавица Грэйс Рипли работает в юридической фирме, занимается спортом, ест в приличных ресторанах и больше всего мечтает вернуться на свою родную планету. Дело в том, что она пришелец, замаскированный под человека.
Задача это непростая. На Землю ссылают самых гнусных инопланетных преступников, для всей цивилизованной Галактики наша планета — что-то вроде исправительно-трудовой колонии строгого режима. Аналогия не случайна: тех пришельцев, кто не может или не хочет существовать в человеческом облике, держат в подземном концлагере под кодовым названием «Коридор», которым управляет жуткое существо — целая инопланетная раса в одном организме.
Сценарием заинтересовалась кинокомпания Universal. Текст передали известному художнику Гансу Руди Гигеру, придумавшему «Чужого». Гигеру затея страшно понравилась, и он не только нарисовал несколько десятков скетчей, но еще и по собственной инициативе изваял статую одного из обитателей «Коридора» — гуманоида с заячьей губой и одним щупальцем. Тем временем кинофантастика (особенно мрачная) успела выйти из моды, Universal заплатила Гигеру гонорар и отправила сценарий в так называемый turnaround (грубо говоря, выставила на аукцион для других студий). В определенный момент предполагалось, что режиссером «Туриста» будет Джейк Скотт — сын Ридли Скотта, чей «Планкетт и Маклейн» собрал в конце 90-х неплохую кассу и отзывы критиков.
Потом случилось неожиданное: вышли «Люди в черном», которые примерно про то же, только без концлагерей и заячьих губ. Клэр Ното до сих пор считает, что в процессе почти тридцатилетних мытарств сценария кто-то просто украл у нее идею. Так или иначе, про «Туриста» сейчас всерьез не вспоминает никто.
Чужой-3: Апокалипсис
Режиссер: Ренни Харлин
Жанр: дикий фантастический треш
С третьей частью «Чужого» вообще происходило много идиотских злоключений (на определенном этапе предполагалось, что действие будет происходить на деревянной планете, населенной монахами-сектантами), но один из поворотов судьбы фильма был особенно драматическим.
На этом этапе Сигурни Уивер временно отказалась иметь что-либо общее с триквелом, поэтому сценарист Эрик Ред, известный нам, между прочим, по сценарию «Попутчика» с Рутгером Хауэром, написал историю приключений космического морпеха Сэма Смита.
Сэм терпит крушение на отдаленном сельскохозяйственном планетоиде, где, как выясняется, злокозненная корпорация «Вейланд Ютани» разводит экспериментальные разновидности чужих. Среди них есть корова-чужой (шесть хитиновых ног и выдвижные челюсти), пятиметровый гибрид человека с чужим, комар-чужой (зазубренное жало и корпус, «напоминающий миниатюрный реактивный истребитель»), а также «живая биомеханическая масса, похожая на километрового осьминога и состоящая из полусотни людей вперемешку с частями тел коров, лошадей и чужих».
Эта гадость, помимо всего прочего, должна была выживать в открытом космосе и притягивать к себе щупальцами новую добычу. Словно всего этого было мало, Ред вставил в сценарий несколько натуралистичных постельных сцен в невесомости.
На тот момент над триквелом «Чужого» работал режиссер Ренни Харлин, который пришел от прочтенного в ужас и настоял, чтобы Реда выгнали взашей. Между прочим, зря: есть ощущение, что фильм получился бы незабываемым. Самого Харлина через некоторое время тоже поперли со съемочной площадки, после чего над сценарием работало еще человек пять, включая видного писателя-фантаста Уильяма Гибсона.
Режиссеров тоже тасовали чуть ли не каждый месяц, пока не остановились на 28-летнем вундеркинде Дэвиде Финчере. Известный тебе скучный «Чужой-3» — его дебют в кино.
Ронни-ракета
Режиссер: Дэвид Линч
Жанр: абсурдная мистерия
Ни для кого, включая преданных поклонников, не секрет, что в голове у режиссера Дэвида Линча происходят удивительные вещи. Поэтому, когда голливудские студии в 1977 году получили от него сценарий «Ронни-ракеты» с подзаголовком «абсурдная мистерия о силах природы», никто даже сильно не удивился (хотя денег все равно не дали).
История выглядела следующим образом. Главный герой, странное создание с лысой головой и деформированными чертами лица, против воли подвергается хирургическому вмешательству, в результате которого происходят две вещи. Первая: на лысине Ронни вырастает клок рыжей шерсти. Вторая: он превращается в разумный электрогенератор и для поддержания жизнедеятельности должен каждые пятнадцать минут подключаться к розетке.
Дальше Ронни сражается с «людьми-пончиками» — таинственными фигурами в плащах, которые взрываются, если сказать, что у них развязаны шнурки. Управляет ими главзлодей Хэнк Бартель, который может заставить любого человека съесть собственные руки или умереть. Ах да, дело происходит либо в далеком будущем, либо в параллельной реальности — это Линч оставляет на усмотрение зрителей.
Такие сценарии, скажем тебе по секрету, городские сумасшедшие ежедневно пачками приносят на студии, но с Линчем история особенная. Незадолго до этого его «Человек-слон» получил восемь номинаций на «Оскар», и режиссера как бы нужно было принимать всерьез. Вопрос состоял только в финансировании. Крупные студии инвестировать в такую дичь не хотели: «Оскары» совершенно необязательно конвертируются в большие сборы.
Тогда Линч обратился к Фрэнсису Форду Копполе, открывшему независимую студию American Zoetrope — «инкубатор талантов». Копполе затея понравилась, но контора его как раз благополучно обанкротилась. Затем «Ронни-ракетой» последовательно интересовались суперпродюсер Дино Де Лаурентис и французские финансисты, но в середине 90-х Линч неожиданно сам остыл к «главному фильму своей жизни» и переключился на другие проекты. Отчасти в этом оказался виноват Интернет: Линчу стало «больно видеть, как на форумах ругают черновик сценария „Ронни-ракеты“, случайно попавший в Сеть».
Инопланетянин-2: Ночные небеса
Режиссер: Стивен Спилберг
Жанр: фантастический хоррор
Когда юный, но уже бородатый Спилберг собирал материалы для «Близких контактов третьего рода», он наткнулся на чудную историю. В записях уфолога Аллена Хайнека рассказывалось о семье американских фермеров, чье ранчо летом 1955 года захватили странные существа. Семья спряталась в подвале и с ужасом наблюдала, как пришельцы бродили по окрестностям и потрошили коров.
В «Близких контактах» идея не пригодилась из-за бюджетных ограничений, в «Инопланетянине» — потому что в детском фильме коровьи кишки выглядели бы странновато. К концу 70-х режиссер вспомнил записи Аллена Хайнека и написал сценарную заявку «Ночных небес».
Фильм должен был выглядеть следующим образом. Ночью во дворе загородного дома садится тарелка с пятью пришельцами, которые похожи на родственников пришельца из первого фильма, только с белой кожей и красными глазами. С добрым E.T. их больше ничто не объединяет: быстро обнаруживается, что они психопаты и садисты. Расчленив несколько коров, коз и собак, их предводитель Скар говорит, что разумной жизни на планете, кажется, нет, надо только взять с собой образцы крови вон тех крупных двуногих животных — и можно лететь назад.
Противостоять Скару должен был даже не фермер с ружьем, а мальчик-аутист… Заявку хотели с целью превращения в сценарий отдать Стивену Кингу, затем еще пятерым сценаристам. Но в 1983 году режиссер плюнул на эту затею окончательно.